Урок информатики вирусы и антивирусы. Конспект урока по Информатике «Антивирусные программы

Широкое распространение компьютерных вирусов привело к разработке антивирусных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы, «лечить» пораженные ресурсы.

Основой работы большинства антивирусных программ является принцип поиска сигнатуры вирусов. Вирусной сигнатурой называют некоторую уникальную характеристику вирусной программы, выдающую присутствие вируса в компьютерной системе. Чаще всего в антивирусные программы включается периодически обновляемая база данных сигнатур вирусов. Антивирусная программа изучает и анализирует компьютерную систему, а также проводит сравнение, отыскивая соответствие с сигнатурами в базе данных. Если программа находит соответствие, она старается вычистить обнаруженный вирус.

По способу работы антивирусные программы можно разделить на фильтры, ревизоры, доктора, детекторы, вакцины и др.

Программы-фильтры – это «сторожа», которые постоянно находятся в ОП. Они являются резидентными и перехватывают все запросы к ОС на выполнение подозрительных действий, т. е. операций, которые используют вирусы для своего размножения и порчи информационных и программных ресурсов в компьютере, в том числе для переформатирования жесткого диска. Среди них можно выделить попытки изменения атрибутов файлов, коррекции исполняемых СОМ– или ЕХЕ-файлов, записи в загрузочные секторы диска.

При каждом запросе на подобное действие на экран компьютера поступает сообщение о том, какое действие затребовано, и какая программа будет его выполнять. В этом случае пользователь должен либо разрешить, либо запретить его исполнение. Постоянное нахождение программ-«сторожей» в ОП существенно уменьшает ее объем, что является основным недостатком этих программ. К тому же программы-фильтры не способны «лечить» файлы или диски. Эту функцию выполняют другие антивирусные программы, например AVP, Norton Antivirus for Windows, Thunder Byte Professional, McAfee Virus Scan.

Программы-ревизоры являются надежным средством защиты от вирусов. Они запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска при условии, что компьютер еще не был заражен вирусом. Впоследствии программа периодически сравнивает текущее состояние с исходным. При обнаружении несоответствий (по длине файла, дате модификации, коду циклического контроля файла) сообщение об этом появляется на экране компьютера. Среди программ-ревизоров можно выделить программу Adinf и дополнение к ней в виде Adinf cure Module.

Программа-доктор способна не только обнаруживать, но и «лечить» зараженные программы или диски. При этом она уничтожает зараженные программы тела вируса. Программы данного типа можно разделить на фаги и полифаги. Фаги – это программы, с помощью которых отыскиваются вирусы определенного вида. Полифаги предназначены для обнаружения и уничтожения большого числа разнообразных вирусов. В нашей стране наиболее часто используются такие полифаги, как MS Antivirus, Aidstest, Doctor Web. Они непрерывно обновляются для борьбы с появляющимися новыми вирусами.

Программы-детекторы способны обнаруживать файлы, зараженные одним или несколькими известными разработчикам программ вирусами.

Программы-вакцины, или иммунизаторы, относятся к классу резидентных программ. Они модифицируют программы и диски так, что это не отражается на их работе. Однако вирус, от которого производится вакцинация, считает их уже зараженными и не внедряется в них. В настоящий момент разработано множество антивирусных программ, получивших широкое признание и постоянно пополняющихся новыми средствами для борьбы с вирусами.

Программа-полифаг Doctor Web применяется для борьбы с полиморфными вирусами, появившимися сравнительно недавно. В режиме эвристического анализа эта программа эффективно определяет файлы, зараженные новыми, неизвестными вирусами. Используя Doctor Web для контроля дискет и получаемых по сети файлов, можно практически наверняка избежать заражения системы.

При использовании ОС Windows NT возникают проблемы с защитой от вирусов, созданных специально для этой среды. Также появилась новая разновидность инфекции – макровирусы, которые «вживляются» в документы, подготавливаемые текстовым процессором Word и электронными таблицами Excel. К наиболее распространенным антивирусным программам относятся AntiViral Toolkit Pro (AVP32), Norton Antivirus for Windows, Thunder Byte Professional, McAfee Virus Scan. Данные программы функционируют в режиме программ-сканеров и проводят антивирусный контроль ОП, папок и дисков. Кроме того, они содержат алгоритмы для распознавания новых типов вирусов и позволяют в процессе проверки лечить файлы и диски.

Программа AntiViral Toolkit Pro (AVP32) представляет собой 32-разрядное приложение, работающее в Windows NT. Она имеет удобный пользовательский интерфейс, систему помощи, гибкую систему настроек, выбираемых пользователем, распознает более 7 тыс. различных вирусов. Эта программа определяет (детектирует) и удаляет полиморфные вирусы, вирусы-мутанты и вирусы-невидимки, а также макровирусы, которые заражают документ Word и таблицы Excel, объекты Access – «троянские кони».

Важной особенностью этой программы является возможность контроля всех файловых операций в фоновом режиме и обнаружения вирусов до момента реального заражения системы, а также детектирования вирусов внутри архивов формата ZIP, ARJ, ZHA, RAR.

Интерфейс программы AllMicro Antivirus является простым. Она не требует от пользователя дополнительных знаний о продукте. При работе с данной программой следует нажать кнопку Пуск (Scan), после чего начнется проверка или сканирование ОП, загрузочных и системных секторов жесткого диска, а затем и всех файлов, включая архивные и упакованные.

Программа Vscan 95 при начальной загрузке проверяет память компьютера, загрузочные секторы системного диска и все файлы в корневом каталоге. Две остальные программы пакета (McAfee Vshield, Vscan) являются приложениями Windows. Первая после загрузки Windows используется для слежения за вновь подключенными дисками, контроля исполняемых программ и копируемых файлов, а вторая – для дополнительной проверки памяти, дисков и файлов. Пакет McAfee VirusScan способен находить макровирусы в файлах MS Word.

В процессе развития локальных компьютерных сетей, электронной почты и сети Интернет и внедрения сетевой ОС Windows NT разработчиками антивирусных программ подготовлены и поставляются на рынок такие программы, как Mail Checker, позволяющая проверять входящую и исходящую электронную почту, и AntiViral Toolkit Pro для Novell NetWare (AVPN), применяемая для обнаружения, лечения, удаления и перемещения в специальный каталог пораженных вирусом файлов. Программа AVPN используется как антивирусный сканер и фильтр, который постоянно контролирует хранящиеся на сервере файлы. Он способен удалять, перемещать и «лечить» пораженные объекты; проверять упакованные и архивные файлы; определять неизвестные вирусы с помощью эвристического механизма; проверять в режиме сканера удаленные серверы; отключать зараженную станцию от сети. Программа AVPN без труда настраивается для сканирования файлов различных типов и имеет удобную схему пополнения антивирусной базы.


| |

Тема урока: «Антивирусы».

Цели:

дидактическая: дать обзор антивирусного программного обеспечения и рассказать о методах защиты.

развивающая : развивать информационное мышление студентов.

воспитательная: показать, что своевременная защита компьютера и данных и грамотная работа, помогает избежать многих неприятностей.

Вид занятий (тип урока): изучение нового материала.

Организационные формы обучения: лекция.

Методы обучения: беседа.

Вид и формы контроля знаний: фронтальный опрос.

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка и актуализация знаний.

Компьютерные вирусы - это программы, способные распространяться самостоятельно, дописывая свой код для этого к файлам или в служебные области диска. Таким образом, по «сфере интересов» вирусы делятся на программные (которые способны заражать

исполнимые файлы - com и exe-типов и оверлеи), загрузочные (прячущие свой код в boot-секторе дискеты или жесткого диска), появившиеся недавно текстовые вирусы (поражающие документы в формате WinWord, подменяющие системные макросы), троянские (создающие программы с «интересными» названиями, запуск которых приводит к заражению компьютера - расчет на психологию пользователя, который ради пробы загрузит невесть откуда появившийся файл типа GAME.EXE) и комбинированные (сочетающие различные способы заражения - к примеру, и через boot-сектор, и через программы). Основная тактика защиты от вирусной «инфекции» состоит в использовании программного обеспечения из надежных источников (в идеале - только лицензионного), в регулярном контроле за состоянием наиболее важной информации в компьютере (по возможности - с созданием резервных копий на дискетах, ленте или сетевом диске). Необходима также обязательная проверка всех вновь поступающих на дисках или по сети программ каким-нибудь надежным антивирусом или их комплектом. Набор качественных антивирусных программ неизменно пополняется по мере расширения фронта вирусной атаки.

Популярными антивирусными пакетами являются комплект АО «ДиалогНаука», Norton Antivirus и Antiviral Toolkit Pro. Panda Antivirus Titanium.

Dr. Web

В стандартную поставку антивирусного комплекта АО «ДиалогНаука» входят четыре программных продукта: еженедельно обновляемый полифаг Aidstest, ревизор диска ADinf, лечащий блок ADinf Cure Module и программа Doctor Web, отслеживающая и уничтожающая сложношифруемые и полиморфные вирусы.

Ревизор ADinf позволяет обнаружить появление любого вируса, включая Stealth-вирусы, вирусы-мутанты и неизвестные на сегодняшний день вирусы. При установленной программе ADinf Cure Module (лечащий блок ревизора ADinf) можно немедленно удалить до 97% из них. ADinf берет под контроль все участки винчестера, куда возможно проникновение вируса. Такой способ проверок полностью исключает маскировку Stealth-вирусов и обеспечивает весьма высокую скорость проверки диска.

Doctor Web борется с известными программе полиморфными вирусами. Кроме того, Doctor Web может проводить эвристический анализ файлов в целях выявления неизвестных вирусов, в том числе сложношифруемых и полиморфных вирусов. Успех такого анализа - в среднем 82%. Программа может распаковывать и проверять исполняемые файлы, обработанные архиваторами LZEXE, PKLite и Diet.

AVP

Антивирусный набор, являющийся расширенной версией известного антивирусного комплекта «Доктор Касперский». Комплекс содержит программу-фаг, тестирующую и восстанавливающую файлы и загрузочные сектора дисков, поврежденные вирусами. В процессе работы программы производится тестирование на неизвестные вирусы. Также в комплект входит резидентная программа, отслеживающая подозрительные действия, совершаемые на компьютере, и дающая возможность просматривать карту памяти. Специальный набор утилит помогает обнаруживать новые вирусы и разбираться в них.

Norton Antivirus

Антивирусный пакет Norton Antivirus относится к средствам типа «установил и забыл». Все необходимые параметры конфигурации и плановые мероприятия (проверка диска, проверка новых и модифицированных программ, запуск Windows-утилиты Auto-Protect, проверка boot-сектора диска A: перед перезагрузкой) устанавливаются по умолчанию. Программа сканирования диска существует для DOS и Windows. В числе прочих Norton AntiVirus обнаруживает и уничтожает даже полиморфные вирусы, а также успешно реагирует на вирусоподобную активность и борется с неизвестными вирусами.

III . Закрепление материала.

15 полезных советов о том, как защититься от вирусов от Panda Antivirus Titanium.

1. Используйте лучшие антивирусные программы и регулярно их обновляйте.

2. Убедитесь в том, что Ваша антивирусная программа включает следующие услуги: Техническую поддержку, Систему оповещения о появлении вирусов, Службу быстрого реагирования.

3. Убедитесь в том, что Ваш антивирус постоянно включен.

4. Прежде чем открывать сообщения, полученные по электронной почте, проверьте их на вирусы.

5. Ничего не скачивайте с сомнительных сайтов.

6. Не скачивайте файлы предлагаемые Вам в чатах или группах новостей.

7. Проверяйте каждую используемую дискету на наличие вирусов.

8. При выключении компьютера или при перезагрузке вынимайте дискету из дисковода.

9. Проверяйте содержимое архивов.

10. Следите за подозрительной активностью на Вашем ПК.

11. Используйте встроенные функции безопасности часто используемых программ для борьбы с вирусами.

12. Регулярно создавайте резервные копии.

13. Следите за новостями.

14. Пользуйтесь только лицензионным ПО.

15. Требуйте у разработчиков ПО, Интернет провайдеров и издателей их посильного участия в борьбе с вирусами.

Самым надежным способом защиты Вашего ПК от вирусов является хорошая антивирусная программа.

Антивирусная программа - это компьютерная программа, специально созданная для поиска и обезвреживания вирусов. Т.к. она может обнаружить вирус, она знает и соответствующие средства борьбы с ним. Несмотря на это, каждый день выходит более 20 новых вирусов, которые антивирусные программы не способны обнаружить. Поэтому регулярное обновления антивирусных баз является основой для успешного поиска и уничтожения этих вредоносных кодов.

I II . Д/з

Знать, что такое архиваторы и их назначение, уметь упаковывать и распаковывать файлы в архивах. Дополнительное задание: научится создавать самораспаковывающиеся архивы.

I V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

V. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с разновидностями антивирусных программ и их назначением.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них.

Вопросы к семинару Определение компьютерного вируса. Классификация компьютерных вирусов. Что такое антивирусная программа? Какие названия антивирусных программ вы знаете? Кто и когда создал первый компьютерный вирус? Какие названия компьютерных вирусов вам известны? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы предупредить появление на компьютере вирусов? Как часто надо проверять компьютер и флешки на наличие вируса?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ!

ТЕСТ 1. Что такое компьютерный вирус? 1) Прикладная программа. 2) Системная программа. 3) Программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия. 4) База данных. 2. Основные типы компьютерных вирусов: 1) Аппаратные, программные, загрузочные. 2) Программные, загрузочные, макровирусы. 3) Файловые, программные, макровирусы. 4) Файловые, загрузочные. 3. Этапы действия программного вируса: 1) Размножение, вирусная атака. 2) Запись в файл, размножение. 3) Запись в файл, размножение, уничтожение программы. 4) Размножение, уничтожение программы.

4. В чем заключается размножение программного вируса? 1) Программа-вирус один раз копируется в теле другой программы. 2) Вирусный код неоднократно копируется в теле другой программы. 3) Программа-вирус поражает многократно другие программы. 4) Вирусный код один раз копируется в теле другой программы. 5. Что называется вирусной атакой? 1) Неоднократное копирование кода вируса в код программы. 2) Отключение компьютера в результате попадания вируса. 3) Нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска. 4) Частое зависание компьютера и замедление его работы. 6. Какие существуют методы реализации антивирусной защиты? 1) Аппаратные и программные. 2) Программные, аппаратные и организационные. 3) Только программные. 4) Только аппаратные. 7. Какие существуют основные средства защиты? 1) Резервное копирование наиболее ценных данных. 2) Аппаратные средства. 3) Программные средства. 4) Аппаратные и программные средства.

8. Какие существуют вспомогательные средства защиты? 1) Аппаратные средства. 2) Программные средства. 3) Аппаратные средства и антивирусные программы. 4) Аппаратные и программные средства. 9. На чем основано действие антивирусной программы? 1) На ожидании начала вирусной атаки. 2) На сравнении программных кодов с известными вирусами. 3) На удалении зараженных файлов. 4) На обнаружении и удалении вируса. 10. Какие программы относятся к антивирусным? 1) AVP, DrWeb, Norton AntiVirus, AVAST . 2) MS-DOS, MS Word, AVP. 3) MS Word, MS Excel, Norton Commander. 4) DrWeb, Microsoft Security Essentials, MS Word, MS Excel.

Антивирусные программы Антивирус Касперского; Доктор Web ; NOD 32 ; Eset ; AGV ; Symantec antivirus ; AVAST ; Microsoft Security Essentials .

Работа в группах Компьютерный вирус. Классификация вирусов. Антивирусные программы. Виды антивирусов. История компьютерных вирусов. Распространение компьютерных вирусов. Профилактика и лечение. Правила защиты информации.

Резервные группы Статистическая группа (проанализировать анкеты, представить данные в виде диаграммы «Рейтинг антивирусных программ»). Группа художников (в графическом редакторе Paint изобразить, как визуально можно представить себе компьютерный вирус).

Обсуждение По ходу работы в группах и в процессе обсуждения заполняем лист с ОК (опорным конспектом).

Просмотр мини-презентаций Компьютерный вирус. Классификация вирусов. Антивирусные программы. Виды антивирусов. История компьютерных вирусов. Распространение компьютерных вирусов. Профилактика и лечение. Правила защиты информации.

Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». Цель работы: научиться использовать антивирусную программу для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения. Задание: Проверить флешку на наличие вирусов с использованием антивирусной программы. Ход практической работы: 1. Запустите программу в меню Пуск. 2. Поиск вирусов - выбрать проверяемый диск Е. 3. При обнаружении вирусов нажать кнопку Лечить все – Удалить. 4. Просмотреть статистику.

Подведение итогов Определение компьютерного вируса. Классификация компьютерных вирусов. Что такое антивирусная программа? Какие названия антивирусных программ вы знаете? Кто и когда создал первый компьютерный вирус? Какие названия компьютерных вирусов вам известны? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы предупредить появление на компьютере вирусов? Как часто надо проверять компьютер и флешки на наличие вируса?

Домашнее задание Дописать и выучить ОК. Провести исследовательскую работу: Рейтинг используемых антивирусных программ. Способы обновления антивирусных программ. Подготовить реферат на одну из тем: 1. Антивирусные программы. 2. Виды компьютерных вирусов. 3. Методы борьбы с компьютерными вирусами. Создать буклет-памятку «Правила защиты информации».

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 105 имени М.И.Рунт

Куйбышевского района городского округа Самара

Миронова Юлия Валерьевна, учитель информатики

Рабочие программы по информатике. 5-11 классы / авт.-сост. Т. К. Смыковская. - М.: Планета, 2010.

Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ.11 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Конспект урока в 11 классе по теме: "Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них"

г.Самара, 2015 г.

Конспект урока по теме: "Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них"

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • Методическая: показать эффективность применения компьютерной технологии при изучении темы.
  • Учебная: дать знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования на практике.
  • Развивающая: развивать умение составлять конспект, компьютерную грамотность, познавательную активность учащихся, коммуникативных навыков .
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, эрудицию, согласование.

Требования к знаниям:

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «компьютерный вирус;
  • классификацию компьютерных вирусов;
  • определение понятия «антивирусная программа»;
  • типы антивирусных программ;
  • правила предупреждения появления компьютерных вирусов;
  • признаки заражения ПК компьютерным вирусом.

Учащиеся должны уметь:

  • обнаруживать и удалять вирусы с различных носителей.

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • ноутбуки;
  • программное обеспечение: пакет MS Office 2013, антивирусная программа Eset NOD 32;
  • опорный конспект, карточки с анкетой, инструкция о проведении практической работы;
  • учебники, справочники, словари, интернет, телефоны, планшеты;
  • доска, мел.

Методы работы:

  1. Словесный (беседа, изложение материала).
  2. Наглядный (демонстрация учебного материала, опорный конспект).
  3. Самостоятельная работа (работа по созданию презентаций, рисунков, диаграмм).
  4. Практическая работа.

Ход урока.

1. Орг.момент (1 мин).

2. Повторение (3 мин).

3. Работа в парах и группах (10-15 мин).

4. Выполнение практической работы (3-5 мин).

5. Анкетирование (1-2 мин).

6. Обсуждение (10-15 мин).

7. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин).

8. Домашнее задание (2 мин).

1. Орг.момент .

Добрый день, коллеги! Здравствуйте, ребята! Давайте все подарим друг другу улыбку. Улыбка всесильна и стоит награды . Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

2. Повторение.

Сегодня на уроке мы проведем семинар, а пока давайте вспомним, что мы уже узнали о компьютерных вирусах и антивирусах при подготовке к семинару. Давайте ответим на вопросы теста.

Выполнение теста.

1. Что такое компьютерный вирус?

1) Прикладная программа.
2) Системная программа.
3) Программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия.
4) База данных.

2. Основные типы компьютерных вирусов:

1) Аппаратные, программные, загрузочные.
2) Программные, загрузочные, макровирусы.
3) Файловые, программные, макровирусы.

4) Файловые, загрузочные.

3. Этапы действия программного вируса:

1) Размножение, вирусная атака.
2) Запись в файл, размножение.
3) Запись в файл, размножение, уничтожение программы.

4) Размножение, уничтожение программы.

4. В чем заключается размножение программного вируса?

1) Программа-вирус один раз копируется в теле другой программы.
2) Вирусный код неоднократно копируется в теле другой программы.

3) Программа-вирус поражает многократно другие программы.

4) Вирусный код один раз копируется в теле другой программы.

5. Что называется вирусной атакой?

1) Неоднократное копирование кода вируса в код программы.
2) Отключение компьютера в результате попадания вируса.
3) Нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска.

4) Частое зависание компьютера и замедление его работы.

6. Какие существуют методы реализации антивирусной защиты?

1) Аппаратные и программные.
2) Программные, аппаратные и организационные.
3) Только программные.

4) Только аппаратные.

7. Какие существуют основные средства защиты?

1) Резервное копирование наиболее ценных данных.
2) Аппаратные средства.
3) Программные средства.

8. Какие существуют вспомогательные средства защиты?

1) Аппаратные средства.
2) Программные средства.
3) Аппаратные средства и антивирусные программы.

4) Аппаратные и программные средства.

9. На чем основано действие антивирусной программы?

1) На ожидании начала вирусной атаки.
2) На сравнении программных кодов с известными вирусами.
3) На удалении зараженных файлов.

4) На обнаружении и удалении вируса.

10. Какие программы относятся к антивирусным?

1) AVP, DrWeb, Norton AntiVirus, AVAST.
2) MS-DOS, MS Word, AVP.
3) MS Word, MS Excel, Norton Commander.

4) DrWeb, Microsoft Security Essentials, MS Word, MS Excel.

Критерии оценки теста:

  • 9-10 правильных ответов – “5”
  • 7-8 правильных ответов – “4”
  • 5-6 правильных ответов – “3”
  • меньше 5 – “2”

3. Работа в парах и группах.

Учащиеся создают небольшие презентации (3-5 слайдов), работая в группах. По ходу выполнения работы, а также в ходе дальнейшего обсуждения заполняют лист с опорным конспектом. (См. Приложение 3). Во время работы звучит негромкая музыка (4-5 композиций) – достаточное время для создания презентаций.

4. Выполнение практической работы.

Учащиеся, справившиеся с презентацией, выполняют практическую работу «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». (Инструкция по проведению практической работы в Приложении 1).

5. Анкетирование.

В ходе выполнения работы все учащиеся и гости на уроке заполняют анкету. Анкетирование закрытое. Интересует ответ на вопрос: Какой антивирусной программой вы пользуетесь?

Обработкой результатов анкетирования займется 1 из учащихся по желанию.

6. Обсуждение.

От каждой группы выступает по 1 представителю. Остальные учащиеся дополняют ответы.

1. Выступление Емельянова Вячеслава «Компьютерный вирус и классификация вирусов».

2. Выступление Чикалкиной Екатерины «Антивирусные программы. Виды антивирусов».

3. Выступление Шалаева Никиты «История компьютерных вирусов».

4. Выступление Андриянова Никиты с анализом анкет «Рейтинг антивирусных программ».

5. Выступление Кредышева Михаила «Распространение компьютерных вирусов».

6. Выступление Воробьевой Марии «Профилактика и лечение».

7. Выступление Семенова Кирилла «Правила защиты информации».

8. Выступление Фридрих Артема о результатах проведения практической работы.

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Домашнее задание :

  1. Дописать и выучить ОК (опорный конспект).
  2. Провести исследовательскую работу (по желанию):
  • Рейтинг используемых антивирусных программ.
  • Способы обновления антивирусных программ.
  1. Подготовить реферат на одну из тем (по желанию):

1. Антивирусные программы.

2. Виды компьютерных вирусов.

3. Методы борьбы с компьютерными вирусами.

4. Создать буклет-памятку «Правила защиты информации» (по желанию).

Приложение 1

Практическая работа

«Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

Цель работы: научиться использовать антивирусную программу ESET NOD32 Smart Security для проверки компьютера и дисков на наличие вирусов и его излечения.

Задание: Проверить диск Е на наличие вирусов с использованием антивирусной программы.

Ход практической работы:

  1. Запустите программу ESET NOD32.
  2. Поиск вирусов - выбрать проверяемый диск (предложенную флешку диск Е или диск С).
  3. При обнаружении вирусов нажать кнопку «Лечить все» – «Удалить».
  4. Просмотреть статистику

Приложение 2

Памятка

«Основные меры по защите компьютера от заражения вирусами»

  • Необходимо оснастить компьютер современными антивирусными программами и постоянно обновлять их версии.
  • При работе в глобальной сети обязательно должна быть установлена программа – фильтр (сторож, монитор).
  • Перед считыванием с флеш-карт информации, следует всегда проверять эти диски на наличие вирусов.
  • При переносе на свой компьютер файлов в архивированном виде необходимо их проверять сразу же после разархивации.
  • Целесообразно делать архивные копии ценной информации на других носителях информации.
  • Не следует оставлять флешку при включении или перезагрузке ПК, так как это может привести к заражению загрузочными вирусами.
  • Следует иметь ввиду, что невозможно заразиться вирусом, просто подключившись к Internet. Чтобы вирус активизировался, программа, полученная с сервера из сети, должна быть запущена на клиенте.
  • Получив электронное письмо, к которому приложен исполняемый файл, не следует запускать этот файл без предварительной проверки. По электронной почте часто распространяются “троянские кони”.

Приложение 3

Тема: «Вредоносные и антивирусные программы.

Компьютерные вирусы и защита от них»

Опорный конспект

Заполните схему:

Компьютерный вирус – это _____________________________, небольшая по размерам, которая может записывать свои копии в компьютерные программы.

Укажите источники компьютерных вирусов (заполните пропуски)

Заполните таблицу:

Первый вирус появился

Первая антивирусная программа

Вирус

Троян

Черви

Заполните пропуски в таблице по основным типам вирусов

Тип

Объект заражения

По «среде обитания»

Тип

Наносимый вред

По «степени воздействия»

Цели урока:

  • Дать понятие “защита информации”, “вирус”.
  • Познакомить с типами компьютерных вирусов.
  • Рассмотреть признаки проявления вирусов.
  • Познакомиться с эволюцией антивирусных программ.
  • Изучить типы антивирусных программ, методы защиты информации.
  • Научиться выполнять проверку на наличие вирусов с помощью программы Symantec Antivirus.
  • Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-методическое обеспечение: ПК, проектор, учебник Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с., раздаточный материал, электронная лекция, тренажер тестов.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

II. Основной этап

1. Актуализация опорных знаний

Слово учителя. С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Объем циркулирующей в обществе информации примерно удваивается каждые пять лет. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве. Произошедшие за этот период изменения можно охарактеризовать следующим образом:

  • Объем обрабатываемой информации возросли за последние полвека на несколько порядков;
  • Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать;
  • Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности;
  • Обрабатываемые данные стали чрезвычайно многообразными, а не исключительно текстовыми;
  • Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе.

В последние годы в отечественной и зарубежной печати большое внимание уделяется вопросам защиты информации, накапливаемой, хранимой, обрабатываемой как в отдельных ЭВМ, так и построенных на их основе вычислительных системах.

Вопросы:

Как вы считаете, что такое “защита информации”?

(Ожидаемый вариант ответа: Защита информации – создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных от сбоев оборудования и программного обеспечения, от случайной или преднамеренной потери или искажения, от несанкционированного доступа.)

В чем вы видите содержание проблемы защиты информации?

(Ожидаемый вариант ответа: Содержание проблемы защиты информации специалистами интерпретируются следующим образом. По мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации процессов обработки информации повышается ее уязвимость.)

(Для подготовки ответов учащиеся используют рекомендованную учебную и справочную литературу. (см. Список литературы)

Задание учащимся:

Заполнить таблицу, используя предложенные вопросы:

  • Какие виды защиты вы знаете?
  • Какие методы защиты от сбоев оборудования и программного обеспечения вы можете назвать?
  • Какие методы защиты от случайной потери или искажения вы можете назвать?

Таблица

Вид защиты Методы защиты
От сбоев оборудования и программного обеспечения Систематическое архивирование информации

Резервное копирование файлов

От случайной потери или искажения Автоматический запрос на подтверждение выполнения команд, изменяющих содержимое файла

Установка специальных атрибутов файла (архивный, только чтение и пр.)

Отмена последнего действия

Разграничение доступа пользователей к ресурсам файловой системы

От преднамеренной потери или искажения Профилактические меры

Антивирусные программы

От несанкционированного доступа Шифрование и введение паролей

“Электронные замки”

Административные и правоохранительные меры

2. Формулировка темы и целей урока.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на методах защиты от преднамеренной потери или искажения информации. Вы как будущие работники, должны знать, что: обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации. По данным статистики, наиболее успешными методами реализации угроз безопасности информации в автоматизированных системах являются вирусные атаки. На их долю приходится 57% инцидентов с безопасностью информации и около 60% реализованных угроз из числа зафиксированных и попавших в статистические обзоры.

Тема урока: Антивирусные программы.

Сегодня на уроке будет изучено:

  • Что такое компьютерные вирусы.
  • Признаки проявления вирусов.
  • Типы компьютерных вирусов.
  • Программы борьбы с компьютерными вирусами.
  • Методы защиты от компьютерных вирусов
  • Эволюция антивирусных программ.

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать учебные цели занятия.

3. Этап изучения нового материала

1) Выступление учащегося. Доклад “Компьютерные вирусы”.

Задание учащимся:

Внимательно прослушав доклад, сформулируйте, что такое вирус.

2) Основные признаки проявления вирусов.

Вопрос:

С какими признаками проявления вирусов вам приходилось сталкиваться в практике работы на ПК?

Учащиеся получают раздаточный материал и составляют по нему конспект:

Основные признаки появления вирусов:

  • Прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ;
  • Медленная работа компьютера;
  • Невозможность загрузки операционной системы;
  • Исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;
  • Изменение даты и времени модификации файлов;
  • Изменение размеров файлов;
  • Неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске;
  • Существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти;
  • Вывод на экран непредусмотренных звуковых сигналов;
  • Частые зависания и сбои в работе компьютера.

Типы компьютерных вирусов.

Задание учащимся. Составить опорный конспект в тетрадь, используя учебник Н.Д. Угринович “Информатика и информационные технологии”, с. 67-69.

Типы антивирусных программ.

Учащиеся работают с электронной лекцией. (Приложение 1)

Выступление учащихся. Доклады “Эволюция антивирусных программ”.

4. Этап закрепления знаний

1) Практическая работа.

Учащиеся работают на ПК.

Тема: Работа с антивирусной программой

Цель: научится выполнять проверку на наличие вирусов, используя программу Symantec Antivirus

Ход работы

  1. Открыть программу Symantec Antivirus
  2. Пуск / Все программы / Symantec Client Security / Symantec Antivirus
  3. Компьютер / Локальный диск С / Documents and Settings / Учетная запись / Local Setting
  4. Выделить
  5. Проверить

Творческое задание: составить опорный сигнал по теме.

Учащиеся работают в группах. (Приложение 2)

5. Этап контроля знаний

III. Заключительный этап

1. Рефлексия.

Вопросы учащимся:

  • Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?
  • Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с антивирусными программами?

2. Домашнее задание по выбору учащихся:

  • Используя изученный на уроке материал, подготовить комплекс вопросов для викторины по теме “Антивирусные программы”.
  • Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет, подготовить небольшой доклад о современных антивирусных программах, используемых в сети Интернет.
  • Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет и возможности домашнего персонального компьютера, подготовить презентацию на тему: “Эволюция антивирусных программ”.

Литература:

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.
  2. Бернет С., Пейн С. Криптография – М.:БИНОМ, 2002
  3. Куприянов А.И., Сахаров А.В., Шевцов В.А. Основы защиты информации – М.: Академия, 2006
  4. Лесничная И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. Информатика и информационные технологии. – М.: Эксмо, 2006
  5. Хореев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах – М.: Академия, 2005
  6. Чирилло Д. Защита от хакеров – СПб.: Питер, 2002

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Фамилия Имя Отчество: Байсултанова Фатима Магомедовна

Учитель информатики

Предмет: Информатика

Тема урока:

Компьютерные вирусы

Тип урока:

Изучение нового программного материала

Вид урока:

лекция-беседа, самостоятельная работа.

Цель урока:

Учебная: дать учащимся знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования на практике.

Развивающая: развивать умение составлять конспект, компьютерную грамотность, познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению.

Задачи урока:

Учащиеся должны знать:

Понятие компьютерного вируса.

Действие программного вируса.

Способы антивирусной защиты.

Виды антивирусных программ.

Оборудование урока:

методическое обеспечение : опорный конспект, учебник Н. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11 класс», раздаточный материал – памятка по защите от вирусов ,

Технические средства обучения:

аппаратное обеспечение : интерактивная доска Star Board , ноутбук, проектор, флеш-карта;

Программное обеспечение:

программа Adobe Flash – для просмотра презентации, MS Office ( Excel ) – для тестирования.

ХОД УРОКА

Организационный этап:

Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Цель нашей работы — познакомиться с основами компьютерной вирусологии, научиться обнаруживать вирусы и бороться с ними

Этап подготовки к усвоению нового материала:

Мы с вами говорили о том, что компьютер – это электронный аналог человека. Назовите несколько общих признаков человека и компьютера. Сравните их по функциональным возможностям.

Человек, как биологический организм подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, иногда, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом.

Особенности:

    проникновение вируса в организм человека происходит из вне;

    способность вируса к саморазмножению;

    активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.

А может ли компьютер заразиться вирусом? Каким должен быть этот вирус по вашему представлению?

Этап усвоения новых знаний:

Изучение нового материала. (сопровождающая презентации (Приложение 3))

Компьютерный вирус – это программа, способная создавать свои копии, внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и производить определенные действия без ведома пользователя..

Свое название компьютерный вирус получил за некоторое сходство с биологическим вирусом (например, в зараженной программе самовоспроизводится другая программа – вирус, а инфицированная программа может длительное время работать без ошибок, как в стадии инкубации).

Итак, у вирусов 3 этапа действия:

    Заражение (попадание в компьютер)

    Размножение ( вирусный код может воспроизводить себя в теле других программ)

    Вирусная атака ( после создания достаточного числа копий программный вирус начинает осуществлять разрушение: нарушение работы программ и ОС, удаление информации на жестком диске, самые разрушительные вирусы вызывают форматирование жесткого диска).

Их создают люди. Человек, который «пишет» вирусы называет себя вирьмейкером. Кто же занимается созданием вредоносных программ? (Люди, которые хотят навредить другим)

В наши дни созданием вирусов обычно занимаются энтузиасты – одиночки. Ими могут быть и профессиональные программисты, и исследователи и обычные студенты, начинающие изучать программирование. Причем в настоящее время имеются десятки программ для автоматической генерации вирусов – конструкторы.

Что является стимулом для такой деятельности – сказать сложно. Это может быть как чувство мести, так и желание самоутвердиться.

Вирусы способны размножаться и заражать другие программы. Эти программы могут попасть в компьютер без ведома пользователя через дискету, компакт-диск, через Интернет, по сети. Они наносят серьёзный вред компьютеру, замедляют работу программ, уничтожают данные, могут вывести из строя операционную систему

Основные типы компьютерных вирусов:

Программные

(файловые)

Загрузочные

Макровирусы

Сетевые

вирусы

Это блоки программного кода, внедренные внутрь других прикладных программ.

Вирусный код запускается при

запуске программы.

Вирусы, которые располагаются в служебных секторах носителей данных на (гибких и жестких дисках).

Заражение происходит при загрузке данных с зараженного носителя.

Поражают документы, выполненные в некоторых прикладных программах (например, Word).

Заражение происходит при открытии файла документа в окне программы

Вирусы, обитающие в оперативной памяти компьютера и не могут располагаться на дискетках. На отдельных компьютерах, которые не соединены сетью, они существовать не могут.

Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.

    неправильная работа нормально работавших программ;

    медленная работа компьютера;

    невозможность загрузки ОС;

    исчезновение файлов и каталогов;

    изменение размеров файлов;

    неожиданное увеличение количества файлов на диске;

    уменьшение размеров свободной ОП;

    вывод на экран неожиданных сообщений и изображений;

    подача непредусмотренных звуковых сигналов;

    частые зависания и сбои в работе компьютера.

Существует большое число различных классификаций вирусов.

По среде обитания они делятся на сетевые, файловые, загрузочные и файлово –загрузочные вирусы.

По способу заражения – на резидентные и нерезидентные вирусы.

По степени опасности – на неопасные, опасные и очень опасные вирусы.

По целостности – на монолитные и распределенные вирусы.

Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot – сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record MBR ). Некоторые вирусы записывают свое тело в свободные сектора диска, помечая их в FAT – таблице как “плохие” (Bad cluster ).

Файловые вирусы инфицируют исполняемые файла компьютера, имеющие расширения com и exe . К этому же классу относятся и макровирусы, написанные помощью макрокоманд. Они заражают неисполняемые файлы (например, в текстовом редакторе MS Word или в электронных таблицах MS Excel ).

Загрузочно – файловые вирусы способны заражать и загрузочные секторы и файлы.

Антивирусные программы

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработаны специальные программы, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными .
Антивирусная программа сравнивает коды программ с известными ей вирусами, которые хранятся в ее базе данных. Обновление базы – 2 раза в месяц (не реже 1 раза в 3 месяца).

    Norton AntiVirus4.0 и 5.0 (производитель: “Symantec”)
    Один из наиболее известных и популярных антивирусов. Процент распознавания вирусов очень высокий (близок к 100 %). В программе используется механизм, который позволяет распознавать новые неизвестные вирусы.

    Dr.Web (производитель: “Диалог Наука”)
    Популярный отечественный антивирус. Хорошо распознает вирусы, но в его базе их гораздо меньше, чем у других антивирусных программ.

    Antiviral Toolkit Pro (производитель: “Лаборатория Касперского”) .

Это антивирус признан во всем мире, как один из самых надежных. Несмотря на простоту в использовании он обладает всем необходимым арсеналом для борьбы с вирусами. Эвристический механизм, избыточное сканирование, сканирование архивов и упакованных файлов — это далеко не полный перечень его возможностей.

Этап закрепления новых знаний:

III Закрепление знаний

Групповая работа.

Для закрепления полученных знаний о компьютерных вирусах и антивирусах, попробуем выполнить тест. О полученных вами оценках, доложите учителю! (Приложение 2 тест)

Этап повторения пройденного материала:

— Что нового вы узнали на уроке?

Мои помощники совместно со мной подготовили информационные бюллетени «Предупрежден- значит вооружен!» , с которыми вы должны познакомить своих друзей, родителей, знакомых.

(раздать подготовленные буклеты) (Приложение 1)

Этап обобщения и систематизации новых знаний:

Что ж, наш урок подходит к концу. В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как группа, и понравилось ли вам.

Перед вами смайлики, выберите цифры, соответствующие вашему настроению. (Приложение 4)

Этап информации о домашнем задании:

Домашнее задание:

Вопросы на самоподготовку:

    Что такое компьютерный вирус?

    Основные типы компьютерных вирусов.

    Действие программного вируса (этапы).

    Методы защиты.

    Средства антивирусной защиты.

Написать минисочинение «Вирусная гонка, что делать дальше?», в котором предложить ответы на вопрос как же защищаться от вирусов?

Список литературы:

п/п

Наименование

Имя файла

Буклет, подготовленный в MS Publisher

Приложение 1 памятка

Тест «Вирусы»

Приложение 2 Тест

Флеш — Презентация

Приложение 3 Презентация

Список интернет-ресурсов:

п/п

Наименование

Адрес

1. forums

Год создания УМР: 2012 год.

Информация о реальном применении УМР его автором в своей профессиональной деятельности (когда, где, достигнутый результат):

Урок был применен в марте 2011 года, в рамках «Недели Информатики», в МОУ СОШ с. Яникой. Рефлексия, проведенная в конце урока показала, что 83% учащихся отметило, что урок прошел на хорошем эмоциональном уровне. Особый позитив, как отметили учащиеся, внесли памятки — буклеты, по защите от вирусов. Наглядность урока обеспечила презентация, и как результат – 65% учеников при тестировании получили оценку «5», 21% — оценку «4».

Урок «Компьютерные вирусы» входит в изучение раздела «Компьютер и программное обеспечение» и на сегодняшний день очень актуален. Это урок изучения нового материала. В начале урока – актуализация знаний в форме беседы, далее — интересный проблемный вопрос, предполагающий сопоставление человека и компьютера, описание этапов и последствий заражения человека каким-либо вирусом, а далее – переход к изучению новой темы. Такой прием «эмоционального пятна» сразу заинтересовывает, активирует учащихся, мотивируя их к изучению нового материала.

Этап изучения новой темы включает эвристическую беседу с элементами лекции, компьютерную презентацию, выполненную в среде Adobe Flash , работу по классификации понятий.

На этапе закрепления знаний, учащиеся выполняют тестовое задание, созданное в MS Excel , с выставлением оценки.

Справочная информация по установке и использованию ЦОР:

Минимальные требования к программным ресурсам : программа Adobe Flash – для просмотра презентации, MS Office ( Excel ) – для тестирования.