Главное управление по гражданской обороне. Министерство по чрезвычайным ситуациям

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МЧС России действует на основании закона РФ. Задачи МЧС: организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасанию и жизнеобеспечению людей; предупреждение и тушение пожаров; поиск и спасание на водных объектах; контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем гражданской обороны и систем оповещения населения; поддержание боевой готовности к развертыванию соединений, войск гражданской обороны, частей ГПС.

Руководство МЧС России

Зиничев Евгений Николаевич
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник

Чуприян Александр Петрович
Первый внутренней службы

Супруновский Анатолий Михайлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор по пожарному надзору, Генерал-лейтенант внутренней службы

Серко Алексей Михайлович
Статс-секретарь - заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-майор

Гурович Андрей Михайлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Гречушкин Николай Николаевич
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-майор запаса

Барышев Павел Федорович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник

Яцуценко Виктор Николаевич
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник

Денисов Илья Павлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник внутренней службы

Департаменты:

Мануйло Олег Леонидович
Директор Департамента гражданской обороны и защиты населения, Генерал-лейтенант

Лутошкин Андрей Владимирович
Директор Департамента гражданской защиты, Генерал-майор

Елизаров Анатолий Владимирович
Директор Департамента оперативного управления, Генерал-майор

Еникеев Ринат Шамилевич
Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы, Полковник внутренней службы

Евплов Николай Николаевич
Директор Департамента тылового и технического обеспечения

Соловьев Владимир Александрович
Директор Департамента международной деятельности, Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Яковлев Сергей Петрович
Директор Правового департамента, Генерал-лейтенант полиции в отставке, Генерал-майор запаса

Управления:

Терехова Жанна Михайловна
Начальник Управления организации информирования населения, Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Смирнов Алексей Сергеевич
Начальник Научно-технического управления, Генерал-майор внутренней службы

Попов Андрей Викторович
И.о. начальника Управления авиации и авиационно-спасательных технологий, Генерал-майор внутренней службы

Лаврентьев Руслан Николаевич
Начальник Административно-правового управления, Полковник

Жуков Юрий Александрович
Начальник Управления стратегического планирования и организационной работы, Генерал-майор внутренней службы

Величев Сергей Владимирович
Начальник Управления инвестиций и строительства

Тарасов Дмитрий Валерьевич
Начальник Управления безопасности людей на водных объектах, Капитан 1 ранга (запаса)

Сыромолотов Михаил Михайлович
Начальник Контрольно-ревизионного управления, Подполковник

2 марта 2020 года Указом Президента России Владимира Путина, генерал-лейтенант внутренней службы Супруновский Анатолий Михайлович назначен заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Этим же документом Супруновский освобожден от должности руководителя Академии Государственной противопожарной службы в Москве.

27 ноября 2019 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев в День спасателя вручил государственные награды сотрудникам МЧС и отметил сложность их работы. Премьер-министр поблагодарил сотрудников МЧС за их сложную и тяжёлую работу, отметив, что от их действий зависит жизнь подчас очень большого числа людей. Награды вручили 20 спасателям. Дмитрий Медведев вручил медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, медали Суворова, медали «За отвагу на пожаре» и медали «За спасение погибавших». Также были вручены звание «Заслуженный работник пожарной охраны РФ». Кроме того, Центр экстренной психологической помощи получил благодарность Президента России, награду получила руководитель Юлия Шойгу.

27 декабря 2019 года Владимир Путин провел рабочую встречу с Министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Евгением Зиничевым. Глава Министерства доложил о работе подразделений МЧС в уходящем году и планах по дальнейшей организации работы ведомства. Зиничев отметил, что всего на территории РФ произошла 261 чрезвычайная ситуация - как природного, так и техногенного характера. Три чрезвычайные ситуации были федерального масштаба. Также подразделения МЧС участвовали в тушении почти 460 тысяч техногенных пожаров, реагировали на происшествия на водных объектах 3420 раз. И ликвидировали последствия ДТП 100 тысяч раз. Всего подразделениями МЧС спасено за год более 250 тысяч человек. В свою очередь Президент России поздравил Евгения Зиничева, личный состав и ветеранов МЧС с профессиональным праздником - Днем спасателя.

8 июня 2019 года МЧС России продемонстрировало на полигоне Ногинского спасательного центра работу переносного комплекса подавления БАС, который пресекает несанкционированное использование дронов в зоне ЧС. С использованием комплекса подавления специалисты МЧС России могут осуществить принудительную посадку любого беспилотного воздушного судна.

6 февраля 2019 года В структуре Министерства чрезвычайных ситуаций создано Главное управление пожарной охраны. Новое управление создано вместо департамента готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС, который включал пожарных, спасателей, горноспасателей и воинские формирования. Главное Управление пожарной охраны в МЧС начнет деятельность с 1 марта, и сосредоточит внимание на пожарных гарнизонах и других видах пожарной охраны.

4 февраля 2009 года Страны-участники Организации Договора коллективной безопасности ОДКБ подписали договор о создании Коллективных сил оперативного реагирования КСОР. Военные силы находятся в постоянной боевой готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, военным конфликтам, агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. В состав КСОР входят Российские: 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Так же в их состав входят: Отряд милиции особого назначения «Зубр», отряд милиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Лидер».

1 января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС России, имевшего до этого численность 70 тысяч сотрудников.

10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России. Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.

30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС и контрольно-спасательные службы ВЦСПС.

25 февраля 1977 года В Москве произошел сильный пожар в гостинице «Россия» вечером на верхних этажах всемирно известного отеля. Сигнал о возгорании поступил на пульт охраны в 21:24, тогда же московская служба «01» получила около 50 сообщений о пожаре. В гостинице загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса, огонь и дым распространялись по Северной башне. Посетители на 17-м и 22-м этажах оказались отрезанными от выхода. Всего при пожаре в гостинице погибло 42 человека - 12 женщин и 30 мужчин. Пострадало 52 человека, из них 13 пожарных. Более 1000 человек спасено из горящего здания. Существует несколько версий причины пожара от невыключенного паяльника до организованного поджога.

    Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ - Минист ерство по чрезвыч айным ситу ациям РФ (МЧС) … Русский орфографический словарь

    - (МЧС) белор. Міністэрства па надзвычайных сітуацыях Рэспублiкi Беларусі … Википедия

    Центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, межотраслевой координации в области… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС. МЧС Армении Страна: Республика Армения Создана: 21 апреля 2008 г. Штаб квартира: г. Ереван, ул. Пушкина Руководство … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    См. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    - (МЧС России) федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

1 - на федеральном уровне - МЧС России;

2 - на региональном уровне - региональные центры;

3 и 4 - на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти;

5 - на объектовом уровне - штабы ГО ЧС, отделы, секто­ры или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.

Схема I

Органы управления РСЧС

Уровни Координирующие органы Постоянно действующие органы управления Органы повседневного контроля
Федеральный 1. Межведомственная комиссия (МВК) 2. КЧС ведомств Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) Центр управления в кризисных ситуациях МЧС
Региональный Региональный центр ГОЧС РЦ ГОЧС Центр управления в кризисных ситуациях РЦ ГОЧС
Территориальный Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) Управление или штаб ГОЧС Оперативно- дежурные службы
Местный КЧС Штаб ГОЧС Оперативно- дежурные службы
Объектовый КЧС Отдел, сектор, спец. лица ГОЧС Дежурно- диспечерские службы

Деятельность МЧС определена "Положением об МЧС", принятым постановлением правительства РФ от 6 мая 1994 го­да №467, где закреплено, что МЧС

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением воз­можным противником средств поражения, проведения под­водных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны;

Осуществляет международное сотрудничество по вопро­сам, входящим в его компетенцию. Оно сотрудничает с Управ­лением верховного комиссара ООН по делам беженцев, Де­партаментом по гуманитарным вопросам, Международной ор­ганизацией ГО (МОГО) и др.

РСЧС на региональном уровне строится по 9-ти регионам (в скобках обозначено место расположения регионального центра):

1. Северо-западный регион (г. Санкт-Петербург) - Респуб­лика Карелия, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская облас­ти, Ненецкий автономный округ, г Санкт-Петербург;

2. Центральный регион (г. Москва) - Белгородская, Брян­ская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Нижегород­ская, Орловская, Смоленская, Рязанская, Тамбовская, Твер­ская, Тульская, Ярославская области, г. Москва;

3. Северо-Кавказский регион (г. Ростов) - Республика Ады­гея, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия-Хальм-Тангг, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осе­тия, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставрополь­ский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области;

4. Приволжский регион (г. Самара) - Республика Башкор­тостан, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская, Самарская, Саратовская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Ульяновская области, . Коми-Пермяцкий автономный округ;

5. Уральский регион (г. Екатеринбург) - Курганская, Сверд­ловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансий­ский, Ямало-Ненецкий автономные округа;

6. Западно-Сибирский регион (г. Новосибирск) - Республи­ка Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Ом­ская, Томская области;

7. Восточно-Сибирский регион (г. Красноярск) - Республи­ка Тува, Республика Хакасия, Красноярский край, Таймыр­ский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский автономные округа;

8. Забайкальский регион (г. Чита) - Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская, Читинская области, Агино-бурятский, Усть-ордынский, Бурятский автономные округа;

9. Дальневосточный регион (г. Хабаровск) - Приморский, Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский, Корякский автономные округа.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

Пункты управления (центры управления в кризисных си­туациях), оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

Оперативно-дежурные и дежурно-диспетчерские службы специализированных подразделений федеральных органов ис­полнительной власти и организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осу­ществляются на пунктах управления, оснащаемых соответству­ющими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной го­товности к использованию.

Органы ГОЧС в Москве, субъекте РФ, имеют свои особен­ности.

7 мая 1997 г. правительство Москвы приняло постановле­ние №410-6 "О плане совершенствования Московской город­ской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". План этот активно реализуется. Все документы по МГСЧС опубликованы в журнале "Гражданская защита" №8, 1997г.

Создана и действует новая организационно-штатная структура гражданской обороны Москвы:

Руководство ГО города осуществляет начальник ГО - пре­мьер правительства Москвы;

Руководство ГО в административных округах осуществля­ют префекты;

в районах города - главы Управ;

Координирующими органами в городе, округе, районе яв­ляются Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), а ор­ганами управления соответственно:

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы (Главное управление ГОЧС г. Москвы);

Управление ГОЧС административного округа;

Отдел ГОЧС района (перечень районов города, в кото­рых создаются отделы ГОЧС, устанавливается МЧС России по согласованию с правительством Москвы, в остальные рай­оны назначаются специалисты ГОЧС);

Штабы и отделы ГОЧС в ведомствах и на объектах, неза­висимо от их организационно-правовых форм.

2. Гражданская оборона на современном этапе

Сегодня гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Специализированные подразделения гражданской обороны России за прошедшие годы принимали участие более чем в 150 тыс. спасательных операций в России и 48-ми странах мира.

4 октября 1932 года постановлением правительства была создана общесоюзная система местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) и утверждено положение о ней.
В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР.

В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.
В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами.

В ноябре 1991 года, после создания Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), в его состав вошли войска гражданской обороны.
В настоящее время в России сформирована и эффективно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая является национальной системой противодействия кризисным явлениям.

Гражданская оборона прошла много перестроек, не раз пе­реподчинялась от одного ведомства другому, то дружно рабо­тала с местными гражданскими формированиями, то замыка­лась в рамки Министерства обороны...

Основными нормативными документами ГО до 1998 г. бы­ли Указ Президента Российской Федерации "Вопросы граж­данской обороны РФ" №784 от 27 мая 1996 г. и утвержденное этим же Указом "Положение о Войсках гражданской обороны РФ". 12 февраля 1998г вступил в силу Федеральный закон "О гражданской обороне" Он обязал привести нормативные ак­ты РФ в соответствие с указанным Федеральным Законом. И эту объемную и важную работу еще предстоит выполнить от­ветственным органам.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в обла­сти гражданской обороны:

Обучение населения способам защиты от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценно­стей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и дру­гим вилам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении боевых дейст­вий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помо­щи, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся ра­диоактивному, химическому, биологическому и иному зара­жению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пост­радавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохра­нение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в во­енное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.


Принципы организации и веде­ния гражданской обороны:

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными час­тями оборонного строительства, обеспечения безопасности го­сударства.

Гражданская оборона строится по территориально-произ­водственному принципу.

2. Подготовка государства к ведению гражданской оборо­ны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты на­селения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Ведение гражданской обороны на территории Россий­ской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях.

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, вклю­чая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение дей­ствий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот при ведении боевых действий или вследствие этих дейст­вий.

Гражданские организации гражданской обороны - формиро­вания, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Воору­женных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуще­ством и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или другой населен­ный пункт, имеющий военное оборонное или экономическое значение с находящимися на ней объектами, представляющи­ми высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Принципиальные положения Федерального закона "О гражданской обороне" и "Положение о Войсках гражданской обороны" позволяют четко понять роль и место войск граж­данской обороны в РСЧС и конкретизировать их задачи с уче­том того, что в соответствии с ФЗ РФ "Об обороне" войска ГО могут привлекаться к обороне с применением средств воору­женной борьбы.

Войска гражданской обороны в своей деятельности руко­водствуются Конституцией РФ, федеральными законами, нор­мами международного права, указами и распоряжениями Пре­зидента РФ, директивами начальника ГО РФ, приказами Ми­нистра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, яв­ляющегося первым заместителем начальника ГО РФ. Министр МЧС управляет Войсками гражданской обороны:

Соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны, дислоцированными на террито­рии регионов РФ, - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий;

Соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны центрального подчинения непо­средственно. АО

Полномочия Министра в части управления войсками опре­деляются Положением о Министерстве РФ по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий. Министр МЧС по должности возглавляет военный совет войск гражданской обороны.

Основные задачи этих войск в мирное и военное время оп­ределены в Положении о войсках гражданской обороны:

в мирное время:

а) в повседневной деятельности:

- осуществление мероприятий по поддержанию соедине­ний, воинских частей и организаций Войск гражданской обо­роны в готовности к выполнению задач, определенных Пла­ном гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения Войск граж­данской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности;

Накопление, размещение, хранение и своевременное об­новление вооружения, техники и других материально-техни­ческих средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот в мирное и военное время;

Участие в мероприятиях, направленных на предупрежде­ние чрезвычайных ситуаций;

Подготовка сил и средств по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;

Участие в научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее насе­ления при чрезвычайных ситуациях, а также технологий про­ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) при необходимости в порядке, определяемом Прави­тельством Российской Федерации, в ходе ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в соответствии с планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обо­роны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, планам действий соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны:

Ведение радиационной, химической и не специфической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвы­чайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных

работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соот­ветствующие договоры;

Проведение пиротехнических работ, связанных с обезврежи­ванием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;

Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрез­вычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;

Участие в обеспечении пострадавшего населения продоволь­ствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а так­же в оказании доврачебной медицинской помощи;

Участие в мероприятиях по эвакуации населения, матери­альных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

Участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

в военное время:

Ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах пораже­ния, зонах загрязнения (заражения), и катастрофического затоп­ления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и ка­тастрофического затопления;

Проведение работ по санитарной обработке населения, спе­циальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

Обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги пора­жения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического за­топления;

Участие в мероприятиях по эвакуации населения, матери­альных и культурных ценностей из очагов поражения, зон за­грязнения (заражения) и катастрофического затопления;

Проведение пиротехнических работ, связанных с обезврежи­ванием авиационных бомб и фугасов;

Участие в проведении работ по восстановлению объектов

жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач тер­риториальной обороны, связанных с восстановлением аэродро­мов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструкту­ры тыла.

Cилы и средства ликвидации ЧС включают:

формирований поисково-спасательной службы МЧС России;

военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

сил Государственной противопожарной службы МЧС России;

формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;

специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны , других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;

аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Состав сил для ликвидации ЧС

войска гражданской обороны;

поисково-спасательная служба МЧС России;

Государственная противопожарная служба МЧС России;

соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.

Обязанности руководителя ОЭ

знать нормативные правовые требования ГОЧС на ОЭ;

разрабатывать документы по ГОЧС ОЭ;

организовывать выполнение мобилизационного плана ОЭ;

организовывать обучение штатных и нештатных формирований ГОЧС ОЭ;

проводить учения и тренировки по ГОЧС ОЭ;

проводить мероприятия, направленные на поддержание устойчивости функционирования организации в ЧС;

организовывать планирование эвакуации работников и членов их семей;

организовывать деятельность эвакуационных органов организации;

организовывать накопление индивидуальных и коллективных средств защиты;

поддерживать в состоянии постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

организовывать сбор информации в области ГОЧС и обмен ею.

1 августа 2019 , О поручениях Дмитрия Медведева по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа

29 апреля 2019 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий Выделены средства на помощь пострадавшим от природных пожаров в Забайкальском крае Распоряжение от 29 апреля 2019 года №859-р. Из резервного фонда Правительства России выделяется 55,31 млн рублей на социальную поддержку пострадавших в результате природных пожаров в Забайкальском крае.

20 апреля 2019 Дмитрий Медведев поручил оказать помощь пострадавшим в результате пожаров в Забайкалье

29 января 2019 , Система предупреждения чрезвычайных ситуаций О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Распоряжение от 26 января 2019 года №81-р. Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Дмитрий Медведев обсудил с губернатором Ростовской области и главой МЧС оказание помощи пострадавшим от взрыва газа в жилом доме в городе Шахты

5 января 2019 О выплатах и пособиях семьям погибших и пострадавшим в связи с обрушением жилого дома в Магнитогорске 31 декабря 2018 года

1 января 2019 Об образовании Правительственной комиссии по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске Распоряжение №3036-р

26 декабря 2018 , Пожарная безопасность Об изменениях в Правилах противопожарного режима Постановление от 24 декабря 2018 года №1644. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями устанавливается запрет на застройку противопожарных расстояний и минерализованных полос в границах населённых пунктов. Это позволит повысить уровень противопожарной защищённости населённых пунктов от переходящих на них природных пожаров.

10 декабря 2018 , Гражданская оборона О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности системы управления гражданской обороной Распоряжение от 8 декабря 2018 года №2723-р. В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

19 ноября 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности системы управления гражданской обороной В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, в частности, предусматривается дополнение Федерального закона «О гражданской обороне» новыми понятиями, такими как «обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне»; «организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне»; «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов»; «сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения». Уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

18 октября 2018 О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате чрезвычайного происшествия 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже Распоряжение от 18 октября 2018 года №2249-р. Из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 60 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия, произошедшего 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже.

31 июля 2018 Поручение МЧС России по итогам совещания об охране и защите лесов и глубокой переработке древесины

18 июля 2018 Поручения МЧС России в связи с чрезвычайной ситуацией на территории Забайкальского края в июле 2018 года

27 апреля 2018, пятница Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

26 марта 2018 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате пожара 25 марта 2018 года в Кемерово Распоряжение от 26 марта 2018 года №508-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются бюджетные ассигнования в размере 76 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате крупного пожара 25 марта 2018 года в Кемерово.

1